Свято-Троицкая Филиппо-Ирапская Пустынь
  • +7(911)329-77-34
  • Свято-Троицкая Филиппо-Ирапская Пустынь, Россия Вологодская обл, Кадуйский р-н, Зеленый Берег, 162501
  • filippoirapskiy@yandex.ru

Преподобномученик Леонид (Молчанов)

Преподобномученик Леонид (Молчанов), прославленный в лике святых для общецерковного почитания, управлял Филиппо-Ирапской в 1911-1917 годуИстория его назначения весьма поучительна.14 марта 1911 года в Филиппо-Ирапскую пустынь прибыл благочинный северных обителей архимандрит Большого Тихвинского монастыря Иоанникий. Собрав старшую братию в настоятельские покои, он прочитал указ Новгородской духовной консистории, согласно которому братии было предоставлено право, в связи с переводом игумена Анастасия в экономы Архиерейского дома, выбрать настоятеля из своей среды. Монахи единогласно избрали казначея иеромонаха Серафима. Но тот категорически отказался, мотивируя это малограмотностью и слабостью здоровья. Тогда братия стала просить ризничего иеромонаха Гурия, но и тот отказался, ссылаясь на свою малограмотность. Тогда монахи единогласно постановили: «Возложить всю надежду на Бога и преподобного отца нашего Филиппа и на благоусмотрение нашего духовного начальства».Могли ли предположить монахи Филиппо-Ирапской пустыни, принимая такое смиренное решение, что им будет дарован настоятель, которого Православная Церковь причислит к лику святых?!Преподобномученик Леонид (в миру Лев Петрович Молчанов) родился в 1872 году в деревне Захарово Старорусского уезда Новгородской губернии в благочестивой крестьянской семье. Он с детства отличался особой религиозностью, обратившей на себя внимание местного священника. Батюшка благословил мальчика читать и петь на клиросе и порекомендовал родителям направить его на обучение в земскую школу. После успешного окончания учебного заведения, Лев Петрович продолжил трудиться при храме. Возможно, именно тогда у него зародилось желание избрать иноческий путь. Косвенным подтверждением этого служит тот факт, что Лев, в отличие от своих сверстников, не спешил обзавестись семьей. В 1894 году 22-летнего Льва призвали в армию. Трудности и лишения армейской службы окончательно укрепили его в желании оставить мир. 11 марта 1901 года (двадцати девяти лет от роду) он поступил в Новгородский Ефремо-Перекомский монастырь, где с усердием и смирением взялся за выполнение возлагаемых на него послушаний. Видя непритворное желание молодого человека стать монахом, его всего через несколько месяцев после поступления в обитель (29 июля 1901 года) включили в число послушников. Случай достаточно редкий для того времени. Иноческая жизнь будущего игумена была прервана начавшейся русско-японской войной (1904-1905 года), в которой он, подобно древним монахам Пересвету и Ослябе, принял активное участие. Причем за ратные подвиги его наградили медалью. 18 марта 1906 года (после демобилизации) он поступил в новгородский Юрьев монастырь, где был пострижен в монахи с именем Леонид и 1 октября 1907 года рукоположен во иеродиаконы. 17 ноября 1907 года он по прошению перешел в Кирилло-Белозерский монастырь, где вскоре (28 июля 1908 г.) был рукоположен во иеромонаха. Следует отметить, что в ХХ веке монашеская жизнь обители преподобного Кирилла начала приходить в упадок, но еще живы были иноки, которые хорошо помнили времена преподобного архимандрита Иакова, преставившегося в 1896 году, при котором монастырь достиг своего расцвета. Слушая эти рассказы и читая жизнеописание старца, отец Леонид укреплялся в мысли, что и в период начавшегося отступления от Бога можно жить по древним иноческим уставам. Позднее, став настоятелем Филиппо-Ирапской пустыни, он старался во многом подражать архимандриту Иакову. Благочестие отца Леонида не осталось незамеченным, и менее чем через два года после рукоположения (14 апреля 1910 г.) его наградили набедренником. Случай крайне редкий, так как в начале ХХ века эту награду рядовые священники и иеромонахи получали, как правило, через 4-6 лет после рукоположения, и то при отличном поведении.6 июня 1911 года указом Священного Синода иеромонах Леонид был назначен исполняющим должность настоятеля Филиппо-Ирапской пустыни. С первых же месяцев он проявил себя строгим подвижником, требующим от братии неуклонного соблюдения правил монастырского устава. Сам никогда не употреблявший вина или водки, он и по отношению к братии настаивал на том же. Как примерный настоятель, отец Леонид ко всем церковным богослужениям приходил первый. Четко соблюдал все правила монашеского быта, вел простую и уединенную жизнь, не любил наносить визиты и сам никого не принимал. А братии внушал: «Не вернется монах в келью таким, каким он вышел из нее». Для того чтобы лучше следить за духовным направлением братии, он нередко по ночам ходил по кельям монахов, как это делали древние игумены. По своему, чисто аскетическому, убеждению он совершенно запретил проживание в монастырских гостиных в летнее время дачникам. Много нового было введено и в церковном богослужении, а именно: за всенощным богослужением на воскресные дни обязательно совершалась лития. В воскресные дни служение было обязательно соборное во главе с настоятелем. В конце обедни проводились молебны Живоначальной Троице, Божией Матери, Святителю Николаю и Преподобному Фи¬липпу Ирапскому чудотворцу. На каждой неделе совершались акафисты: по вторникам Божией Матери, по четвергам Святителю Николаю, по субботам Живоначальной Троице. Старанием настоятеля был введен строгий порядок и чинное отправление церковных Богослужений, не-торопливое чтение псалмов, канонов, в особенности акафистов и Евангелий, чему примером служил сам настоятель, который читал очень внятно, неторо¬пливо и благоговейно. Стихиры, положенные на «Господи возвах», на «стиховне», и другие, обязательно пелись все с канонархом. Понемногу вводилось так назы¬ваемое столповое пение. Заботясь о духовной жизни братии, отец Леонид не забывал и о материальной стороне их быта. В частности, он собирался расширить хозяйственную жизнь обители и пригласить в пустынь мастеров с Соловков и с Валаама, а также опытного агронома для поднятия сельского хозяйства, садоводства и огородничества. При отце Леониде завершается строительство придела преподобного Филиппа Ирапского, освящение которого состоялось в 1911 году.Возможно, «строгости» введенные отцом Леонидом в монастырскую жизнь пришлись по душе не всем. Во всяком случае, епархиальное начальство не спешило с утверждением иеромонаха Леонида в должности настоятеля пустыни, которое состоялось только 27 января 1914 года. А еще через год (23 марта 1915 г.) отец Леонид был возведен в сан игумена. Посвящение в игумена совершил архиепископ Арсений (Стадницкий) в кафедральном Софийском соборе за Божественной Литургией на второй день Пасхи, когда, казалось, вся вселенная славила воскресшего Господа, победившего смерть. При вручении посоха владыка Арсений сказал весьма поучительную речь об обязанностях игумена монастыря. 8 ноября 1917 года отец Леонид был переведен на должность настоятеля Сольвычегодского Введенского монастыря Вологодской епархии. Монастырь этот, основанный в 1565 году купцами Строгановыми, располагался на окраине уездного города Сольвычегодска и превосходил Филиппо-Ирапскую пустынь своим положением и богатством. Обитель относилась к 3 классу, тогда как Филиппо-Ирапская пустынь считалась заштатным монастырем. Украшением Сольвычегодского монастыря был огромный каменный храм во имя Введения Пресвятой Богородицы с 5 приделами и уникальным семиярусным иконостасом. Обитель владела пахотной и сенокосной землей, лесом и значительным капиталом. Братия ее также была более многочисленна, хотя, возможно, и уступала братии Филиппо-Ирапской пустыни строгостью своего быта. Предполагал ли отец Леонид, отъезжая к месту назначения, что отправляется на свою Голгофу? В октябре 1918 года местные органы власти заявили о «правах на имущество монастыря» и потребовали от настоятеля предъявить им список этого имущества. Леонид (Молчанов) дважды отказывался от составления описи. А на третий раз отправил письмо следующего содержания:«Богоотступникам и врагам Церкви Христовой. Опомнитесь, осатанелые – сами пишете, что Церковь отделена, так не дерзайте касаться священного. Вам мало того, осатанелые, что грабите и убиваете невинных людей, еще восстаете против Самого Бога, Закон Божий изгоняете, святые иконы из школы и дома, которые вы заняли, выносите. Вы забыли, проклятые, что вы дети христиан, вас малолетних по обряду христианскому крестили и приводили в Святую Церковь, приобщали Святых Христовых Таин. Я ожидал вашего покаяния и исправления, а вы восстаете на большее зло. Помните мои слова: аще не перестанете разорять Церковь Христову, то скоро вас Господь накажет. Я признаю над собой начальство духовное: Патриарха и епископов православных, а вам не подчиняюсь, богоотступникам, врагам Христа моего, и декрета вашего не признаю».К этому времени иллюзии в отношении новой власти совершенно рассеялись. За месяц до указанных событий (30 сентября 1918 года) был расстрелян находившийся на покое предшественник игумена Леонида по управлению Сольвычегодским монастырем 77-летний архимандрит Феодосий (Соболев) вместе с 70-летним архимандритом Коряжемского монастыря Павлом (Моисеевым), двумя иеромонахами и мирянином. Отец Леонид без сомнения знал об указанном преступлении, но, тем не менее, не побоялся открыто обличить врагов Господа и Церкви.На другой же день, 28 октября, он был вызван на допрос в ЧК. Понимая, что его ждет смерть, он отправился туда после утреннего богослужения, простившись с братией. Иноки проводили своего настоятеля до монастырских ворот, где игумен, обернувшись, благословил их в последний раз.Во время допроса отец Леонид держался мужественно, не скрывал своего отношения к советской власти. Он говорил: «Нахожу, что эта власть – насильственная. И я ее не признаю как власть богоотступников, раз Церковь отделена от государства, то другим лицам вмешиваться в дела Церкви недопустимо. Я… стою за Святую Церковь». На следующий день игумену Леониду был вынесен смертный приговор, который 13 ноября 1918 года был «приведен в исполнение». 7 июля 1992 года дело Леонида Молчанова было пересмотрено и он реабилитирован посмертно.А 27 декабря 2005 года определением Священного Синода Русской Православной Церкви по представлению Архангельской епархии, к которой ныне относится город Сольвычегодск, имя преподобномученика Леонида (Молчанова) было включено в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века.Дни памяти святого: 31 октября (13 ноября) – день мученической кончины и первое воскресение начиная от 25 января (7 февраля) – Собор новомучеников и исповедников Российских.