Свято-Троицкая Филиппо-Ирапская Пустынь
  • +7(911)329-77-34
  • Свято-Троицкая Филиппо-Ирапская Пустынь, Россия Вологодская обл, Кадуйский р-н, Зеленый Берег, 162501
  • filippoirapskiy@yandex.ru

История Филиппо-Ирапской пустыни.

 Сама история Филиппо-Ирапской пустыни представляет единое большое чудо, которое сотворил преподобный. Обитель располагалась в глухом удаленном месте, вдали от крупных городов, жизнь здесь была очень трудная, поэтому периодически монастырь приходил в запустение, но каждый раз (в самый критический момент, когда, казалось и память о нем могла исчезнуть) молитвами преподобного Филиппа восстанавливался в еще более благолепном виде.При жизни святого великие труды пустынножительства согласился разделить с ним только инок Герман из Спасо-Каменного монастыря, но и он через 40 дней после преставления преподобного (1537 г.) ушел из обители и вернулся в Спасо-Каменный монастырь, где составил житие святого и попросил иноков написать икону угодника – древнейший его образ, который в XVII веке находился в Москве. С него была написана чудотворная икона, ныне находящаяся в Череповецком музее (см. чудо четвертое).То есть к началу 1538 года монастырь полностью запустел. Но, что показательно. В архивах удалось найти древнейший документ обители 1541 года, в котором сообщается, что в Филиппо-Ирапской пустыни проживало несколько монахов во главе с настоятелем. У них имелся свой храм, часовня над мощами, как значится в документе «преподобного Филиппа Ирапского чудотворца». То есть через три года после ухода инока Германа Филиппо-Ирапская пустынь превратилась в процветающий монастырь. Что же заставило монахов поселиться в этом пустынном месте? Ответ очевиден, они были привлечены в монастырь многочисленными чудесами, проистекавшими от раки святого, и стремлением ревновать чудотворцу в его подвигах. Нужно сказать, что случаи, когда иноки начинали именоваться преподобными и чудотворцами через несколько лет после преставления, как было в данном случае, являются исключительно редкими, если не уникальными.Филиппо-Ирапская пустынь была хорошо известна русским самодержцем. Известно, что Иван Грозный пожаловал ей рыбные ловли на реках Колпи, Суде и Андоге.Но наступили трудные времена. Между 1611 и 1618 годами в обитель пришел отряд поляков, который разорил монастырь и, по-видимому, перебил братию. Предание говорит: когда завоеватели, подстрекаемые любопытством, пожелали убедиться, действительно ли погребен преподобный на указанном месте, и пытались разрушить пол церкви над его мощами, то внезапно были опалены огнем, изошедшим от гроба преподобного. Испугавшись, они бежали, оставив храм не разоренным.В запустении монастырь пребывал около 50 лет. И недалек был момент, когда место это могло придти в окончательное запустение и забвение. Но неожиданно в 1660-х годах начинает совершаться множество чудес по молитвам преподобному. И в 1668 году в монастыре вновь поселяются монахи, активно взявшиеся за его благоустройство.Менее чем через 100 лет (в 1764 году) императрица Екатерина II издала указ о секуляризации монастырских земельных владений, следствием которого стало упразднение более 90% обителей Череповецкого края, в том числе Череповецкого Воскресенского монастыря и Филиппо-Ирапской пустыни. В годы безвременья постройки пустыни пришли в ветхость и запустение, даже раку преподобного пришлось перенести в село Никольское. И опять, когда, казалось бы, история древнего монастыря прекратилась навсегда, произошла случайность. Сгорела дотла Воронинская пустынь под Череповцом и ее братию, оставшуюся без крова, перевели в Ирапскую пустынь. То есть обитель была восстановлена в самое неблагоприятное для монашествующих время – в эпоху Екатерины II, что является событием неординарным. Характерно, что пустынь, находившаяся в пустынном удаленном от крупных селений месте, после своего возобновления была отнесена к заштатным монастырям, то есть существовавшим исключительно за свой счет. Настоятелями ее по штату могли быть только простые иеромонахи (даже не игумены). Несмотря на это, управляли пустынью почти исключительно люди выдающиеся и высокодуховные, некоторые из них состоя в сане архимандрита. Из дошедших до нас источников известно, что строитель пустыни иеромонах Мартирий был царским сыном. Архимандрит Вениамин (Поздняков) состоял благочинным всех ставропигиальных (то есть самых крупных, находившихся в ведении Синода) монастырей. Кроме того, он являлся духовным отцом леушинской игумении Таисии и помог будущей знаменитой настоятельнице вступить на иноческий путь. Предпоследний настоятель пустыни священномученик Леонид (Молчанов) был причислен к лику святых для общецерковного почитания. Последний игумен Алипий, расстрелянный в 1937 году, являлся почитаемым старцем, за молитвенным советом к которому приезжали из самых удаленных уголков.В 1927 году в период гонений на веру Филиппо-Ирапская пустынь была закрыта, ее постройки последовательно занимались Домом отдыха, Домом инвалидов и престарелых, психоневрологическим интернатом, что не лучшим образом сказалось на архитектурном ансамбле. Да и могло ли быть иначе, если Казанская церковь была переоборудована под котельную, а ее колокольня приспособлена по водонапорную башню, в Троицкой церкви (ценнейшем памятнике архитектуры) устроили столовую, в ней установили котлы, в которых готовили обеды. В 1995 году после закрытия психоневрологического интерната монастырский комплекс передают Воскресенскому собору города Череповца. Настоятель собора протоиерей Георгий Трубицын активно взялся за реставрационные работы, к которым был привлечен петербургский архитектор Варакин. Троицкий собор был почти восстановлен, готовилось его освящение, но внезапно случился пожар, уничтоживший все сделанное. Поэтому реставрационные работы пришлось прекратить. В 2000 году были обретены мощи преподобного и перенесены в Череповец.После этого монастырские постройки стали разрушаться особенно заметно. В результате, единственному в Череповецкой епархии сохранившемуся монастырскому ансамблю грозило постепенное уничтожение, причем этот процесс казался неотвратим. Тем не менее, как это уже бывало не раз, в самый критический момент, пустынь вновь стала возрождаться. 

С мая 2016 года в обители ведутся активные восстановительные работы. Отремонтирована трапезная, келейные корпуса, ведутся работы апо замене кровли, Воздвигнута и освящена  часовня, ведутся работы по реставрации Храма Казанской Иконы Божией Матери. С августа 2016 года в домовом храме - бывшие летние покои настоятеля - ведутся регулярные службы. Возрождается монашеская жизнь. На данный момент в обители 1 иеромонах, 1 инок и 1 послушник.